12 октября состоялось 114 –е занятие литературного объединения «Среда».
Оно началось с традиционного чтения стихов Р.А.Ипатовой.
После этого обратились непосредственно к теме данного занятия, которая была посвящена анализу стихов. Руководитель литобъединения Е.А.Орлова предложила собравшимся вспомнить основные требования к их написанию. Чтобы научиться писать стихи, надо научиться их анализировать.
Анализ предполагает описать впечатление, которое произвело на вас стихотворение, описать картины, которые возникли в вашем воображении, указать, каким настроением проникнуто данное произведение.
При анализе стихотворения необходимо обозначить его тему. К темам можно отнести следующие: дружба, любовь, жизнь и смерть, природа, поэзия и ее роль в жизни человека, родина, народ, судьба поколения, герой и толпа.
Также следует определить тип лирики: любовная, пейзажная, философская, патриотическая и др.
Необходимо обратить внимание на жанр стихотворения (лирическое, элегия, послание, сонет, ода, фрагмент и др.). Обычно жанр связан с литературным направлением.
Анализ стихотворения предполагает исследование композиции произведения, т.е. его построения. Это понятие включает в себя последовательность строк и строф, композицию рифмы, строфику, повторение выражений и звуковые повторы, повторы строк или строф, антитезы (контрасты).
Большое значение для стихотворения имеют средства художественной выразительности. Это тропы: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и т. д.
Для усиления выразительности используются фигуры - синтаксические построения, обороты речи: инверсия, анафора, повтор, бессоюзие, градация, оксюморон и др. Важно не только найти тропы и фигуры в тексте, но и определить их роль в воплощении темы, идеи и образа.
Играет роль в стихотворении и звукопись (аллитерация и ассонанс). Следует охарактеризовать, как звуки помогают созданию образа. Также каждое стихотворение имеет свой ритм, размер и рифму.
При разборе лексики стихотворения необходимо объяснить значение всех сложных для понимания слов, особенно архаизмов, историзмов. То или иное слово, которое кажется вполне понятным, в контексте может приобретать новое значение.
В конце анализа дается оценка того, как раскрывается лирический герой в этом произведении, каковы его внутренний мир, чувства, переживания.
Используя озвученные рекомендации, все участники литобъединения приступили к чтению и анализу своих стихов. Занятие получилось содержательным, все активно принимали участие в обсуждении.
Следующее занятие состоится 24 октября в 17.15. Ждём всех желающих!
← Предыдущая | Следующая → |
---|