14 января в ГБУК «Смоленская областная юношеская библиотека» прошло очередное, уже 50-е, занятие литературного объединения «Среда».
Куратор объединения Г.И.Мишакина поздравила Раису Александровну Ипатову и всех участников литобъединения с этим юбилеем.
Именно юбилейному занятию было посвящено домашнее задание. Каждый из участников должен был придумать пятьдесят существительных, каждое из которых отражало бы их отношение к «Среде».
По словам Раисы Александровны, у Галины Федоровой и Анны Горшенковой получилась ритмическая проза, интересный и осмысленный текст.
Анастасия Куркина подошла к заданию в свойственной ей творческой манере: не банально, а самобытно.
А Сергей Подольский видит «Среду» такой: творческой, развивающей, обучающей:
Вторник. «Среда». Крылечко. Ступеньки…
Дверь. Гардеробщица. Курточка. Сэнк ю!
Хозяйки. Радушие. «Чаю хотите?»
Столик. Конфеты. Руководитель.
Гости. Волненье. Румянец. Вопросы.
Штурвал крутит кормчий. На вантах матросы.
Парус – по ветру! Притихли. Начало.
Тает в окне повседневность причала.
Море поэзии. Книги, как лоции!
Бури восторгов, штормы эмоций!
Столько открытий в пыли фолиантов.
Сколько событий, сколько талантов.
Омут молчания, слов водопады.
Радость. Улыбки. Вздохи. Досада.
Строфы прибоем бьются о берег.
Ты – Магеллан неоткрытых Америк!
Даль. Горизонты. Просторы. Звезда.
Семь футов под килем! Удачи, «Среда»!
Затем Галина Федорова выступила с сообщением о Константине Случевском.
Константин Константинович Случевский
(1837-1904)
Константин Константинович Случевский - поэт, прозаик. Поэзия К.К.Случевского – одно из самых своеобразных явлений в русской литературе ХIХ века. Творчество поэта пришлось на самое трудное время в истории русской поэзии. Лучшие его стихотворения и поэмы созданы в последней четверти девятнадцатого столетия и в первые годы двадцатого.
К.Случевский родился в Петербурге в семье сенатора. Он готовился к военной карьере, окончил кадетский корпус, служил в гвардейском Семёновском полку, год учился в Академии генерального штаба, но вскоре вышел в отставку и увлёкся философией. Слушал лекции в Париже, Берлине, Лейпциге; в Гейдельбергском университете получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, поступил на гражданскую службу и дослужился до высоких чинов. В течение многих лет редактировал «Правительственный вестник» - официальную газету. Как поэт дебютировал ещё в 50-е годы, но стихи его печатались в малозаметных изданиях, а в 1860 году его стихотворения появились в авторитетнейшем журнале «Современник», а вскоре и в «Отечественных записках». Как сам он потом писал, «появиться в «Современнике» значило стать сразу знаменитостью».
Далёкие от вопросов, которые волновали тогда общество, необычные по форме, они вызвали резкие отзывы критики и стали объектом эпиграмм. Случевский надолго перестал печататься. Вновь выступил со стихами лишь в 80-90-е гг., в эпоху реакции. Именно тогда его имя стало приобретать известность. Дарование Случевского в высшей степени своеобразно: большой темперамент в нём сочетался с глубоким скептицизмом и рассудочностью, сила и яркость стиха – с тяжеловесностью. Склонный к философии, Случевский в то же время умел изображать пейзаж, создавать баллады на исторические сюжеты. Он опубликовал также роман «От поцелуя к поцелую», повести, рассказы, географо-этнографический труд «По Северу России».
Острый психологизм, интеллектуальная насыщенность поэзии Случевского и особенно новизна его стиля оказали влияние на творчество ранних символистов, в частности на молодого В.Брюсова. К.К.Случевского можно считать предшественником русского модернизма в поэзии. Поэт оставил своим последователям бесценный опыт, он показал, что не бывает «непоэтических» тем, что писатель может и должен пользоваться всем богатством родного языка, а не одним его слоем, который именуется «литературным», и что стихи поэт не выдумывает, а создаёт из своей жизни, единой с жизнью своего времени.
Мастерство Случевского – поэта прежде всего в том, что собранные вместе стихи его очень похожи на его время: они такие же негладкие, напряжённые, противоречивые. Его слова тяжелы и обыденны, его ритмы привычны и глуховаты. Его рифмы совсем просты, почти бедны, но лучших и не надо – при том богатстве мыслей, которое заключено в стихах. Его жизнь неотделима от поэзии, целиком в ней выражена.
Умер К.К.Случевский в Петербурге на 69 году жизни.
Вот образец поэзии Случевского:
Каждою весною, в тот же самый час,
Солнце к нам в окошко смотрит в первый раз.
Будет, будет время: солнце вновь придёт, -
Нас здесь не увидит, а других найдёт…
И с терпеньем ровным будет им светить,
Помогая чахнуть и ничем не быть…
Раиса Александровна поблагодарила Галину Федорову за аналитический подход к сообщению. Она отметила, что не случайно темой сегодняшнего разговора стала поэзия К.Случевского. Его лучшие стихи выдержали самое строгое испытание – испытание временем. Они тревожат, волнуют, заставляют нас задуматься над собственной жизнью.
Следующее занятие состоится в среду 29 января в 17 часов 30 мин. Ждем всех желающих!
← Предыдущая | Следующая → |
---|